Меню сайта


Категории раздела
Конкурсы [10]
Праздники [17]
Объявления [7]
Наш опрос
Как вы узнали о нашем сайте?
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



 Игра в жизни ребенка

воспитатель Н.С.Кондакова

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения.

«Учимся играя» – вот главный принцип, который стоит принять родителям. Часто нам кажется, что за игрой мы забываем о том, что ребенку также необходимо дать навыки, которые помогут ему в дальнейшем в детском саду, школе, взрослой жизни. Здесь важно понять, что все необходимое малыш получает как раз в игровом формате. Игра как форма организации жизни и деятельности детей должна рассматриваться комплексно. Итак, играя, ребенок:

- развивает мелкую моторику (игра с мелкими предметами, рисование, лепка, пазлы), что ускоряет развитие речевых навыков;

- развивает фантазию (вовлечение родителей, игрушек, применение к себе какой-либо роли из реальной жизни или прочитанной книги); ---

-адаптируется к различным социальным ситуациям (магазин, школа, поликлиника);

-развивается физически (подвижные игры с мячом, игры на детской площадке);

- нивелирует стресс (укачивание/укладывание кукол, активные игры).

Значит, задача взрослых состоит в том, чтобы правильно организовать игровое пространство, дать ребенку возможность проявить фантазию, а также направить его активность в правильное русло, объяснив через игру основные нормы и правила поведения. Ну и, конечно, участвовать в затеях малыша, ведь именно так он чувствует себя частью общества и семьи, ощущает себя нужным, получает необходимое общение.

Когда стоит начать играть с малышом?

Вопрос, которым задаются практически все родители. Так вот, играть можно и нужно с рождения, важно лишь адаптировать деятельность под возраст ребенка, постепенно усложняя уже знакомые ему занятия. "Как же это делать, - спросите вы, - учитывая, что новорожденные дети ничего не умеют? И вроде бы стоит подождать, когда они подрастут и получат минимальные навыки". Игра в жизни ребенка младшего возраста должна быть обязательно. Все дело в том, что основные навыки малыши получают, общаясь с нами. Сначала детеныш смотрит на то, как родители манипулируют различными предметами: погремушками, игрушками, бытовыми вещами (губками, катушками, деревянными лопатками). А затем ребенок сам начинает держать и перемещать те же предметы, повторяя за нами. Он повторяет движения, жесты, мимику. Чем не игра?

С малышами постарше вариантов игры гораздо больше. К году они уже готовы собирать и разбирать пирамидки, сортеры, оставаться одни на небольшое количество времени и занимать себя сами, у них появляются свои предпочтения. Игры детей третьего года жизни становятся еще разнообразнее: ребенок проявляет фантазию, вовлекает игрушки в обыгрываемую ситуацию, способен занять себя сам, пока мама увлечена домашними делами.

Напомню, что игра в жизни ребенка занимает ключевую роль. Важно использовать игровой формат в общении с малышом как можно раньше и как можно чаще, ведь именно так он познает мир.

Какие типы игр существуют?

Повторю, что игра в жизни ребенка очень важна, и необходимо использовать различные виды игр для его всестороннего развития.

Давайте разберемся по порядку и приведем примеры.

-Экспериментальная игра - игра, основанная на проведении экспериментов. Подобные игры будут интересны ребятам средней и старшей дошкольной группы (то есть в качестве игры детей третьего года жизни и старше), так как они требуют концентрации внимания, усидчивости. Эксперимент можно условно поделить на 3 этапа:

-ребенок наблюдает за экспериментом: необходимо заинтересовать малыша, не стоит начинать со скучной теории, покажите "класс", и он сам готов будет вас слушать;

-ребенок готовит эксперимент вместе со взрослым: очень важно на данном этапе активно помогать ребенку, дать ему понять принцип действия и набраться храбрости для дальнейшей самостоятельной деятельности

- ребенок экспериментирует сам: контроль взрослого необходим и на данном этапе, но здесь можно дать свободу действия юному ученому и вовлекаться в процесс только по просьбе его самого.

Подобные виды игры в жизни ребенка дошкольного возраста развивают творческий подход, интерес к наукам, умение собирать и обрабатывать информацию, тягу к познавательной деятельности. В ходе экспериментов не забудьте предложить малышу сначала построить гипотезу (предположить, что же должно получиться из опыта), затем подтвердить или опровергнуть ее опытным путем и сделать выводы (что получилось, что нет, почему). Это научит его последовательному изложению мыслей, структурированию и пояснению увиденного, и, конечно же, это точно пригодится в дальнейшей жизни.

В качестве примера подобных игр отлично подойдут наборы "Юный химик", "Занимательная биология" и другие. Они продаются в любом детском магазине, и их выбор огромен. Можно организовать эксперимент и в домашних условиях, например, вырастив лук из луковицы. Проявите фантазию. Экспериментировать понравится не только малышам, но и их родителям.

Игры с правилами - речь идет об играх по определенным установленным правилам, которые часто бывают сформированы исторически (салки, прятки). В зависимости от ситуации и желания, их можно дополнить или придумать новые условия вместе с малышами. Такие игры в жизни ребенка младшего возраста развивают навыки коммуникации, ведь часто бывают командными. Речь идет как о противостоянии и соперничестве, так и о слаженной работе в команде для достижения общего наилучшего результата. Это очень важно для развития и социализации детей.

Делятся такие игры на следующие подтипы:

Дидактические – игры в жизни ребенка, направленные на развитие усидчивости, внимания и следования правилам. Как правило, они снабжены определенным инвентарем (карточки, игра "Попробуй догони"), а вот условия чаще всего жестко ограничены, есть также система штрафов и поощрений, что активно учит ребенка следованию определенным рамкам.

Подвижные – основой игры является двигательная активность. Удобней подобные занятия проводить на свежем воздухе или в специально оборудованном помещении (спортивный уголок дома или в детском саду, например). Детям дошкольного возраста необходимо двигаться много, это заложено природой. Нам нужно лишь направить активность в нужное русло и обеспечить, по возможности, безопасность ребенка. Здесь также стоит отметить, что речь не идет о спортивных секциях: спорт важен и нужен, но направлен на оттачивание необходимых навыков только для данного вида. Нам же важно гармонично и всесторонне развить ребенка, а значит, лапта или прятки будут гораздо эффективнее, чем, скажем, баскетбол. Важно привить ребенку любовь к подобным занятиям, особенно в эпоху компьютерных игр, ведь, как известно, от устоявшейся привычки избавиться крайне сложно. Так пусть привычки будут полезными.

Творческие игры – игры, всецело направленные на развитие творческого мышления, фантазии. Они достаточно сложны для взрослого человека, потому что нельзя заранее предугадать, что и как будет делать ребенок, а значит, подготовиться не получится.

Делятся они на следующие подтипы:

Сюжетно-ролевые игры в жизни ребенка – обыгрывание реальных ситуаций из жизни или историй из любимых книг и мультфильмов. Поскольку подобные занятия предусматривают распределение ролей и следование определенной канве сюжета, они позволяют ребенку попробовать на себе различные социальные роли (врач, мама, злодей из сказки), а также наглядно показывают, что такое хорошо и что такое плохо, помогают лучше и быстрее усвоить те или иные нормы. Помимо прочего, малыш активно развивает речь и память.

Строительно-конструктивные – различные конструкторы, кубики и прочие материалы, которые позволяют проявить ребенку фантазию и реализовать ее с помощью определенных инструментов. Игра не ограничивается одним набором предметов, можно подключить их несколько, от этого процесс будет еще интереснее и многообразнее.

Театрализованные – по сути, это та же сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка, но предусматривающая наличие зрителей (это могут быть родители или, например, сверстники). Помимо прочего, театральные постановки позволяют перебороть малышу стеснение, учат общению с публикой, умению четко и с выражением говорить.

Игры-забавы – шуточные, расслабляющие активности. Это могут быть различные потешки, пальчиковые игры, игры на повторение (повторяем действия за ведущим) или, например, щекотки. Роль такой игры в жизни ребенка заключается в том, что она позволяет расслабиться, снять напряжение как взрослым, так и детям.

Необходимо включать в общение с ребенком по возможности все типы активностей, чтобы его личность могла развиваться гармонично. В таком случае он будет расти подвижным, воспитанным, усидчивым, с навыками работы в команде и выступлений на публике. Все это так или иначе пригодится ему как в период школы, так и во взрослой жизни. Родители в первую очередь должны показать пример, на который малышу стоит ориентироваться, а уже принять, освоить и применить к себе увиденную идею любой ребенок сможет сам.

Как организовать игру и чем помочь ребенку?

Правильно организовать игровое пространство очень важно, так как игра занимает ведущее место в жизни ребенка. В данном вопросе стоит руководствоваться несколькими правилами:

- Безопасность превыше всего. В детской комнате должно быть просторно и светло, а также достаточно влажно (нормой считается 30-60% влажности воздуха) и не жарко (ведущие педиатры советуют 18-22 °С). Необходимо подобрать удобные предметы интерьера, чтобы у ребенка был доступ к игрушкам, но они все имели свое место. К тому же это научит малыша аккуратности и ответственности, ведь все в комнате необходимо будет убрать на свое место, скажем, перед сном.

-Функциональность. Мебель необходимо подбирать максимально удобную и отвечающую своим требованиям, не стоит нагромождать пространство. Также будет здорово, если такие предметы интерьера, как стол и стул, будут "расти" вместе с ребенком, что позволит родителям существенно сэкономить бюджет, благо современные производители предлагают множество подобных вариантов.

-Доступность. Полки с книжками, ящики с игрушками - все должно быть в открытом доступе для ребенка. Именно так малыш сможет выбрать, с чем и как играть.

Также стоит отметить, что при наличии большого количества игрушек можно поделить их на группы (куклы, мягкие игрушки, машинки, музыкальные инструменты) и менять их ребенку, например, раз в неделю. Так игра в жизни ребенка станет еще разнообразнее.

Что еще важно знать об игре как методе воспитания и становления личности малыша?

Игра в жизни ребенка место занимает важное, ведь она рассматривается как форма его воспитания. Именно через нее малыш учится социализации, закаляет характер, познает этикет, развивает интеллект, воспринимает нравственные ценности. И именно так формируется личность ребенка.

Наверняка многие родители обращали внимание, что большинство повседневных задач, будь то одевание/раздевание, прием пищи, складывание игрушек на место или купание, воспринимаются ребенком как игра. Зачастую бывает гораздо эффективнее донести свою мысль малышу через игровой процесс: показать на игрушках, пояснить при контакте со сверстниками. И даже если нам кажется, что малыш "перегибает палку" и ведет себя несерьезно, скорее всего, это не осознанное действие, а подсознательная попытка осмыслить требования взрослых через доступный ему мир, то есть через игру. Взрослым важно уловить эту тонкую грань и постараться максимально помочь своему чаду справиться с поставленной задачей. Мы не должны делать что-либо вместо детей, но вполне можем показать своим примером, что вещи любят свои места, что драться плохо, что нужно делиться. Поверьте, ребенок очень быстро учится в игровой форме, и то, что вчера он проделывал с мягкими игрушками, сегодня уже сможет продемонстрировать при реальном общении, например, в детском саду или при походе в магазин за продуктами.

Еще один важный момент, который хотелось бы отметить особо, – похвала. Хвалите своих детей: за выполненную просьбу, за собранную верно матрешку, за убранные вещи. Именно так он сможет понять, что находится на верном пути. И если сегодня малыш услышал, что он большой молодец, потому что сам съел всю кашу, то завтра он первый схватится за ложку в ожидании завтрака, нам будет важно лишь повторить ему, что он все делает правильно и очень сильно помогает этим маме.

Игра в жизни вашего ребенка занимает ключевое место. Именно она помогает развиваться личности всесторонне, познавать окружающий мир, понимать его, мотивирует, учит общению и взаимодействию. Родителям игра в жизни ребенка не только позволяет наладить коммуникацию с маленьким человеком, но и дает возможность занять его на какое-то время без своего участия, что тоже немаловажно.

Существует огромное количество материалов по данному вопросу, важно лишь адаптировать информацию к конкретному малышу или группе детей в зависимости от возраста и уровня развития. Не бойтесь экспериментировать, пробуйте разные варианты, благо помощников в современном мире множество (сайты, блоги, конкретные специалисты). Значение игры в жизни ребенка ученые считают огромным. Важно лишь помнить, что дети – личности со своими предпочтениями, они обязательно найдут свой путь, а мы, взрослые, можем и должны помочь маленькому человеку адаптироваться в этом мире.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь

«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Полезные ссылки




Минпросвещения России

Федеральный портал "Российское образование"

Портал государственных услуг РФ

Официальный сайт Администрации Кемеровской области

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Управление Образования Администрации г.Кемерово

Образовательный сайт Кузбасского регионального ИПКиПРО


Группы управления образования в социальных сетях


Группы МБОУ ДПО "Научно-методический центр" в социальных сетях


МАДОУ № 43 © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz