ПАСПОРТ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2023Г.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОУ ( ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА)
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Руководителю и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
・ охрана жизни и здоровья детей;
・ противопожарная и техногенная безопасность;
・ предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
・ обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций. Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ (Пособие по безопасности для вас и вашей семьи).
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:
1. Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
2. Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
4. Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
5. Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
6. Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
7. «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
8. Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
9. Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
10. Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
11. Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
12. Устав МАДОУ и родительский договор. Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
13. Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
14. Приказ «Об организации экскурсий»;
15. Приказ «О дежурных администраторах»;
16. Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
17. Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
18. Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста;
19. Инструкция по охране жизни и здоровья детей в группах кратковременного пребывания.
Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:
1. Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных учреждений и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР от 03.01.1969;
2. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;
3. Инструкция № 33 «По организации мероприятий гражданской обороны и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций детского сада», разработанная штабом ГО по чрезвычайным ситуациям ЮВАО г. Москвы, 1997 г.
Локальные акты по пожарной безопасности:
1. Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
2. План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
3. Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
4. Обязанности административного дежурного и сторожей в случае возникновения пожара
5. Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
Законодательная база по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:
1. Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г.
2. Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;
3. Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;
4. Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.
Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:
1. Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);
2. Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);
3. Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
4. Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001. Локальные акты учреждения: Инструкция по ГО; - Положение о комиссии по ЧС; - Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации; - План действия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации;
5. Приказ «О назначении дежурных администраторов и графике дежурства административных лиц»;
6. Выписка из протокола внеочередного производственного совещания «Об усилении ответственности сотрудников по предотвращению террористических актов»;
7. Приказ «Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».
ПЕРЕЧЕНЬ методического материала по противопожарной безопасности
1. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (утв.Госкомобразованием СССР 10 мая 1989г.).
2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
3. Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
4. Приказ «По обесточиванию здания и подсобных помещений».
5. Приказ «О порядке осмотра и закрытии помещений школы».
6. Приказ «О назначении пожарного расчета».
7. Инструкция о мерах пожарной безопасности.
8. Инструкция по охране труда и пожарной безопасности в учреждении
9. Инструкция дежурным сторожам на случай возникновения пожара или загорания.
10. Инструкция о способах применения первичных средств тушения пожара.
11. Инструкция о мерах по противопожарной защите.
12. Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях социальных учреждений. Инструкция по использованию противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта, пожарного крана).
13. Инструкция по установке и эксплуатации пожарной автоматики.
14. Инструкция системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»).
15. Инструкция о порядке действия в случае возникновения пожара.
16. Памятка по обеспечению пожарной безопасности.
17. Порядок действия персонала в случае пожара.
18. Основные правила пожарной безопасности при проведении новогодних елок.
19. Реестр огнетушителей.
20. Методическое пособие проведения противопожарного инструктажа в быту.
21. Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Безопасность в ДОУ.
2. Приказ « Об обеспечении пожарной безопасности».
3. Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
4. Приказ « Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».
5. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках.
6. Инструкция работникам ДОУ при возникновении /угрозе/ чрезвычайных ситуаций.
7. Действия сотрудников ДОУ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время.
8. Выполнение мероприятий ГО при угрозе и возникновении радиоактивного заражения.
9. Правила поведения на территории ДОУ в условиях повышенного радиационного фона.
10. Выполнение мероприятий ГО при авариях и катастрофах, связанных с выбросом СДЯВ в атмосферу.
11. Проведение мероприятий ГО в связи с возникновением непредвиденных локальных чрезвычайных ситуаций /разбрасывание ядовитых веществ, разлив ртути, создание угрозы взрыва/.
12. Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений. Правила поведения при пожаре. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА.
1. Систематически (особенно в начале учебного года – осенью и весной) проводить специальные занятия по закреплению у детей правил поведения на улицах и дорогах. Регулярно проводить с детьми беседы о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Иллюстрировать свои беседы примерами, иллюстрациями.
2. В игровой форме рассматривать ситуации правильного и неправильного поведения на улице, рассматривать ситуации-загадки.
3. Знакомить детей с правилами перехода улицы. Знакомить с понятиями: пешеходный переход, подземный переход, светофор, перекресток. Использовать игровые приемы, действия детей с макетами улицы.
4. Детей старшего дошкольного возраста знакомить с дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов. На занятиях и в игре знакомить детей с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход», запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена», предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо», информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Закреплять знания детей в сюжетно-ролевых играх в группе, а в летнее время – на специально оборудованной площадке на участке детского сада с использованием колесного детского транспорта.
5. Познакомить детей с правилами езды на велосипеде. Рассмотреть различные ситуации на примерах, используя серию картинок.
6. Знакомить детей с работой ГИБДД. Показывать картинки с изображением патрульной машины, вертолета, постов ДПС, огрганизовывать сюжетно-ролевые игры, отражающие их работу.
7. Знакомить детей с правилами поведения в транспорте (наземные и подземные виды транспорта, личные автомобили, воздушный, железнодорожный и водный транспорт – в зависимости от возраста детей).
8. Организовать в группе зону или уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки-задания и т. п.).
9. В летний период организовывать на участке игры по обучению правилам дорожного движения.
10. Организовать экскурсии по ознакомлению с дорожным движением.
11. Привлекать родителей и работников ГИБДД к работе по предупреждению нарушений правил дорожного движения.
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Для решения поставленной цели необходимо сделать следующее:
・ определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
・ - разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;
・ - разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;
・ - разработать систему планирования;
・ - обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.
При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как семинары-практикумы, деловые игры, например «Пожар в детском саду», психологические тренинги, когда необходимо использовать полученные знания при проигрывание жизненных ситуаций или добыть и обобщить новую информацию.
Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начать с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.
Воспитанию навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдается индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.
Данная работа ведется через:
・ организованную деятельность детей – занятия,
・ занятия-проекты, экскурсии, тренинги;
・ совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
・ свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Для решения поставленной задачи необходимо создать актив, состоящий из педагогов и родителей. Сотрудничество с родителями можно начать с изучения знаний и умений родителей. Затем разрабатывается цикл мероприятий с участием педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.
Проводя совместные ситуационные игра: «Служба спасения», «Телефон доверия», мы помогаем детям осмысливать правила поведения, учим принимать правильное решение в экстренной ситуации, воспитываем желание помочь другому человеку.
Если работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей будет проводиться в системе, то можно добиться следующих результатов:
1. У детей появится стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
2. Появится потребность утвердиться в свеем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь.
Главная задача взрослых - помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры – ведущего вида деятельности дошкольников.
В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия своих товарищей, рассуждать по поводу этих действий. Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы по данной проблеме:
・ ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения художественных произведений;
・ использование публикаций в периодической печати;
・ проведение творческой игры «Мы пожарные»;
・ организация тематических конкурсов детских рисунков «Огонь – друг, огонь - враг», и др.; использование тематических альбомов и плакатов «Малышам о пожарной безопасности»; встречи с интересными людьми профессии «пожарный»; - экскурсии в музей и пожарную часть;
・ просмотр диафильмов и видеофильмов по данной тематике;
・ игры-драматизации, развлечения.
Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет воспитателю формировать навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами.
Больше внимания следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения.
Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Главная цель работы детских садов по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.