Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта







Категории раздела
Конкурсы [29]
Праздники [19]
Объявления [52]
Наш опрос
Какими дополнительными услугами вы хотели бы воспользоваться?
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



"Формы и методы, используемые при формировании экологической культуры у дошкольников"

воспитатель А.А.Маркелова

Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личности, культуры. Главная цель нравственно-экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как и части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строиться на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогут ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится человек т.е. он сам. К знаниям об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающей среде, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены, взятые из природы.

 

При осуществлении непрерывного процесса экологической познавательной деятельности детей-дошкольников, перед педагогами встают задачи:

- определение предмета, содержания и специфики экологического развития детей;

- построение системы и выделение ведущих методов;

- изменение характера подготовки кадров воспитателей для овладения ими основ экологических знаний и методов экологического воспитания и экологической культуры детей;

- разработка учебно-наглядных пособий с учётом задач развития познавательной деятельности и претворения в жизнь гуманистического подхода;

- разработка теоретического и практического подхода для организации процесса формирования основ экологической культуры в детском саду.

Дошкольное детство даёт ребёнку возможность тесно общаться с природой и воспринимать яркие впечатления под её воздействием. Успех в активном познании мира природы, сложных взаимодействий в каждом природном сообществе, их изменениях, причинах нарушения и путях преодоления, может быть обеспечен при использовании различных форм работы, направленных на процесс развития основ экологической культуры дошкольников. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей (культурные практики), в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кино и диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о живой и неживой природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Их применение позволяет уточнять представления детей, углублять их, приводить полученные знания в систему, упражнять детей в применении полученных знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, для их систематизации и обобщения, помогают формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по развитию экологической культуры дошкольников необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов определяется возрастными возможностями детей, а также характером воспитательно-образовательных задач.

Возможность чувственного познания, накопления сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. С помощью наблюдения ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и связь со средой. Наблюдение чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, прогулки.

Наблюдение важно ещё тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности. Направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, продуктивная деятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и др.). Поэтому составлению циклов, подбору приёмов для их проведения уделяется особое внимание. Наблюдения на экологических прогулках и экскурсиях, специально разработанные игры с природными материалами позволяют сформировать у дошкольников мотивацию к учебной деятельности. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь основывается на наблюдении.

Не менее важным методом развития основ экологической культуры детей является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми, прежде всего – чтение различной литературы (чаще всего неоднократное), направленной на познание явлений живой и неживой природы, на ознакомление детей с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания. Вопросы к текстам, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – всё это разные формы речевой деятельности, которые позволяют детям понять новую информацию и обнаружить своё понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, можно использовать несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опытническая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей: уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, об их изменениях и т.д.).

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в детском сознании абстрактное, обобщённое представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Успешно решить эти задачи помогает метод моделирования. Он рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

В непосредственно образовательной деятельности, на экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми педагоги часто используют рассказы о природе. Рассказ – вид творческой деятельности воспитателя, требующий то него определённых знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними. Важна выразительность речи. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном раньше объекте, явлении природе. Очень важно учитывать интересы детей. Наряду с рассказами в процессе развития экологической культуры у детей используется такой метод как - беседа. Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

- для возбуждения детского интереса к предстоящей деятельности;

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

Беседы, в зависимости от дидактических целей, бываю следующих видов:

  1. Установочная беседа – помогает актуализировать имеющийся опыт, для установления связи между предстоящей деятельностью и знаниями, полученными ранее.

  2. Эвристическая беседа – установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений, установление истины.

  3. Итоговая беседа – используется для систематизации и обобщения знаний детей о природе.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости. Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т.е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической культуры и экологической воспитанности. В организации любого труда в природе – совместного (воспитателя и ребёнка), плановых дежурств в уголке природы, коллективного на участке и др. – необходимо чёткое выделение трёх этапов:

1) осмотр-наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций (выявить необходимость трудовых операций);

2) трудовая деятельность в том наборе и объёме, которые были определены при осмотре;

3) заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов (дать ребёнку почувствовать удовлетворение от своего труда, получить положительные эмоции от проделанной работы).

Огромное значение в развитии экологической культуры дошкольников отводится игре, как ведущему виду детской деятельности. Эта тема важна и ценна по целому ряду причин:

- игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна широко использоваться в формировании основ экологической культуры детей, как и в других сферах;

- игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, будут особенно эффективны;

- игра, в определённом смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребёнка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Возможно, поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой. А ведь используя игры с правилами (подвижные, дидактические, словесные), можно хорошо закрепить у детей полученные представления о природе, упражнять в их использовании. В развитии основ экологической культуры также следует использовать сюжетно-ролевые игры, так как их составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки и атрибутика и многое другое) можно использовать при ознакомлении детей с объектами живой и неживой природы, их взаимосвязью. В процессе развития экологической культуры дошкольников можно включать игровые обучающие ситуации (ИОС) – специально продуманные с позиций задач обучения короткие сюжетно-ролевые игры. Особенно эффективны игровые ситуации с героями широко известных сказок, рассказов. При создании игровых ситуаций следует опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях.

Например:

- Красная Шапочка ходит к бабушке лесом, а это значит, что она может встретить в лесу не только волка, но и других зверей, она может вообще никого не встретить, она может что-нибудь собирать, находить что-нибудь интересное;

- Айболит – доктор, он лечит зверей, но он может лечить и растения, делать профилактические осмотры животных и т.д.

Также особое внимание следует уделять такой форме работы, как непосредственно образовательная деятельность (НОД). Данный вид деятельности бывает комплексного, первично-ознакомительного, углубляюще-познавательного и обобщающего типа. У детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе.

На первично-ознакомительных занятиях дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. Дети приобретаю важные умственные навыки: умению анализировать, сравнивать, выделять характерные особенности растений и животных. Дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы. И это даёт значительный эффект в умственном развитии детей, в частности, в развитии мышления.

Содержание углубляюще-познавательных занятий направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Обобщающие занятия проводятся с целью формирования обобщённых представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. Ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаком объектов. Важным компонентом обобщающих занятий является использование наглядных опор (натуральных предметов, муляжей, картин и пр.).

Комплексный тип занятий является важным для личностного развития старших дошкольников. В занятии на одну тему могут быть объеденены различные задачи и разные виды деятельности. Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:

1) дети познают явления с различных позиций;

2) происходит частая смена деятельности;

3) одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического, экологического развития детей.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по развитию экологической культуры у детей. По своему содержанию, экскурсии можно разделить на два вида:

  1. Природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, на реку, луг.

  2. Ознакомление с трудом взрослых – экскурсии в сад, на огород и т.п.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и, одновременно, с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Также экскурсии играют большую роль в эстетическом воспитании детей, способствуют укреплению здоровья детей и т.д.

Новой формой развития экологической культуры в старшем дошкольном возрасте можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы. Их значение в развитии экологической культуры чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание детей, но и на сознание окружающего населения.

Использование различных форм и методов в развитии основ экологической культуры у дошкольников развивает интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, дети учатся устанавливать связи зависимости, обнаруживать причины и следствия; следовательно, процесс воспитания экологической культуры обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка.

Возможности дошкольного периода в становлении начал экологической культуры велико, их реализация целиком связана с содержанием и методами экологического воспитания детей.

 

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2003.-112с.

  2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 192с.

  3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 240с.

  4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-144с.

  5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: ЦГЛ, 2003.-128с.

  6. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: «Мозаика-Синтез», 2002.-112с.

  7. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Ростов н\Д.: «Феникс», 2002.-416с.

  8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Истоки. – М.: Издательский Дом «Карапуз». 2001.-432с.

  9. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие.\ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.

11.05.2018г.
 

 

Вход на сайт



Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930



Полезные ссылки




Минпросвещения России

Федеральный портал "Российское образование"

Министерство науки и высшего образования РФ

Портал государственных услуг РФ

Официальный сайт Администрации Кемеровской области

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Управление Образования Администрации г.Кемерово

Образовательный сайт Кузбасского регионального ИПКиПРО


Группы управления образования в социальных сетях


Группы МБОУ ДПО "Научно-методический центр" в социальных сетях


МАДОУ № 43 © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz