«Нравственное воспитание формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
воспитатель Колупаева С.И.
«Дошкольный возраст-та пора в жизни человека, когда в его сознание закладываются основы морали, позже определяющие характер будущего гражданина» (Л.А. Кассиль)
Воспитатель воспитывает в ребенке сознательного человека. Это не просто слова. Смотришь порой на молодых людей и диву даёшься: откуда в них замашки себя любимца, эгоиста, лгуна, а порой и явно тунеядства? А стоит заглянуть в недавнее прошлое и видно нас взрослых: родителей, педагогов, которые либо не сумели, либо не захотели привить детям понятия о приличии, добра, вежливости, о необходимости трудиться, о взаимопомощи и т.д.
Главное в дошкольном возрасте заложить основы для формирования энергичного, достойного и полезного обществу человека. Помочь ребенку, увидеть и понять мир, в котором он живёт. Мы, взрослые должны объяснить. Как? Где? Почему?
«Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму,
Пять тысяч где, семь тысяч как,
Сто тысяч почему? (С.Я. Маршал)
Это стихотворение показывает свойство ребёнка- любознательность, ребёнок знакомится с миром, всё его интересует. И мы взрослые должны помочь ему, и не следует отмахиваться ни от одного из тысяч где? как? почему?
Перед малышом открывается огромный мир, который он хочет понять, постичь, который поможет ему увидеть этот добрый, прекрасный мир, решить трудные загадки, научить добру.
Нужно не пропустить время, когда душа ребенка раскрыта перед нами. Ведь созидание души, строй души ребенка зависит от нас взрослых, и в первую очередь родителей, педагогов.
Нравственное обучение человека- это процесс, которому нельзя отвести определённые часы, где нет перемен и каникул. Процесс формирования души идёт не прерывно. Уважение к окружающему миру ребёнок учится в семье, детском саду, школе.
В детском саду в беседах с родителями, воспитатели часто говорят, что формирование у детей моральны качеств и преодоление отрицательных нельзя откладывать на более старший возраст, что самого раннего детства следует начинать воспитание, внушать детям, что хорошо, что плохо, предъявлять требования. На практике ещё встречаются родители занимающиеся воспитанием от случая к случаю, пренебрегая советами педагогов, психологов. И тогда случается, что отрицательные черты в поведении ребёнка нарастают подобно снежному кому. Иной раз родители не разбираются в причинах порождающих у детей непослушание, недисциплинирован-ность, ссылаясь на возраст. Подрастёт-поумнеет.
Ребёнок может вырасти душевным и черствым, отзывчивым и невнимательным, равнодушным и окружающим. Его характер, прежде всего, формируется в семье. Воспитывая у ребенка доброжелательность, радушие, умение вовремя оказать услугу, нельзя ограничиваться внешними формами вежливости. Нужно развивать у ребёнка умение жертвовать своими удобствами ради ближнего, желание помочь. Эти качества надо развивать с раннего детства. Никогда не оставлять без внимания проявление ребенком невежливости, грубости, лжи, зависти.
«У меня мало свободного времени, ещё домашняя работа. Совсем нет времени заниматься с ребёнком»- эти слова можно услышать от родителей. «Нет времени»- таких слов в лексиконе родителей быть не должно! Есть случаи, когда родители устраняются от воспитания ребёнка, целиком перекладывая его на плечи педагогов, не вникают в душевный мир ребёнка, в его жизнь, не знают его особенностей, ссылаясь на занятость.
В выходные дни дома, ребёнок предоставлен самому себе. Естественно он всем мешает, ему нечем заняться, он толком не отдыхает, перевозбуждается, долго смотрит телевизор. А мы взрослые заняты. Необходимо правильно организовать жизнь ребёнка дома. Мало ограничиться тем, что надо накормить, помыть, надо и о душевной близости с ним позаботиться. Стоит задуматься родителям, как будет к ним относиться ребёнок, станет ли уважать их, любить, слушаться, каким примером они послужат для него?
Ребёнок не только наблюдает окружающий мир, но и действует в нём. И многое зависит от того, как родители направляют эту деятельность. Решающая сторона воспитательного процесса- собственное поведение родителей, их отношение к ребёнку.
«Родительское требование к себе, родительское отношение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом- вот первый и самый главный метод воспитателя» (А.С. Макаренко)
«Хорошо воспитать своего ребёнка может каждый человек, если только он этого действительно хочет, а кроме того, это- дело приятное, радостное, счастливое, и совсем другое- перевоспитание» Так писал Макаренко о воспитании детей в семье. Родители и только родители в первую очередь являются главными воспитателями своего ребёнка.
Своевременно и правильно привитое понятие «нельзя» имеет огромное значение для последующего развития моральных качеств ребёнка. Слово «нельзя» призвано развивать самоконтроль и поэтому должно быть убедительно разъяснено.
Хочется обратиться к родителям: «Вы стоите у истоков рождения человеческого характера. Не откладывайте на завтра то, что необходимо сделать уже сегодня». Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда разговариваете с ним, поучаете его, приказывая ему. Вы воспитываете ребёнка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с людьми, говорите о других людях, как вы радуетесь, печалитесь, смеетесь- всё это для ребёнка важно и имеет значение. Культура ребёнка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость, хамство, лож, равнодушие к близким. Пример родителей имеет огромное значение в воспитании ребёнка.
22.05.2017г.
|