Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта







Категории раздела
Конкурсы [26]
Праздники [19]
Объявления [49]
Наш опрос
Какими дополнительными услугами вы хотели бы воспользоваться?
Всего ответов: 71
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



«Дыхательная гимнастика, как средство развития речи младших дошкольников».

воспитатель  Хорошилова Лилия Маратовна

Дыхание – неотъемлемое условие жизни всего живого на земле. От правильного дыхания зависит все наше тело: движение конечностей, работа мозга, работа сердца…

Очень важную роль дыхание имеет при формировании речи у ребенка. Именно от правильного дыхания зависит, как ребенок начнет свою коммуникативную деятельность. Задержка речевого развития, заикания, небольшой словарный запас – все это влияет на характер развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Изначально ребенка надо научить правильно дышать во время речевых действий: формировать слово и предложение так, чтобы в легких хватало воздуха с запасом, научить воспитанника не торопиться во время монолога, не проглатывать окончания слов.

Для правильного формирования речи я предлагаю использовать дыхательную гимнастику. Этот метод не только формирует речь ребенка, но и стал хорошей профилактикой дыхательных заболеваний как у детей, так и у взрослых.

Начиная работать над данной темой, я заметила, что в 1 младшую групп приходят воспитанники, основная масса которых не владеет элементарной речью. Родители даже не заботятся о том, чтобы их ребенок заговорил вовремя и правильно. Проведя мониторинг развития речи в 1 младшей группе, я заметила, что детям удобнее общаться аббревиатурой и заменять общепринятую речь на звуковой сленг.

Начав работать с детьми, я сразу провела консультацию родителей о том, что с детьми надо разговаривать «взрослым» языком, перестать сюсюкать, научиться терпеливо слушать своих детей.

С детьми ежедневно проводилась дыхательная гимнастика, дидактические игры на развитие речи, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики. Именно этот комплекс мероприятий дал свои результаты: у воспитанников начала формироваться правильная речь, чистое звуковое произношение. 95% воспитанников к концу учебного года не только стали произносить отдельные слова, но и научились формировать связную речь предложениями, пересказывать несложный текст, рассказывать с выражением стихи используя силу голоса и легких.

Для работы с воспитанниками и мной разработан комплекс упражнений на развитие речевого дыхания (приложение № 1).

Я принимала участие в V Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления» с мастер-классом «Поддержка инициативы дошкольников в разных видах детской деятельности. Дыхательная гимнастика и игры на развитие мелкой моторики».

Для работы с родителями мной проведены консультации: «Говорим с ребенком правильно», «Мы учимся говорить», «О чем поговорить с ребенком по дороге из дома и детского сада», «что почитать ребенку». Проведено родительское собрание, одним из вопросов которого стал: «формирование словаря младшего дошкольника».

При работе с педагогами я провела ознакомление воспитателей ДОУ с литературой по теме самообразования, провела консультацию: «способы развития речи у младших дошкольников», провела мастер-класс «игры и упражнения, как средство развития речи младших дошкольников».

Считаю, что работа по теме самообразования проведена на высоком профессиональном уровне, с высокими результатами. Необходимо продолжать данную тему самообразования с детьми, как необходимое условие развития коммуникативного развития воспитанников детского сада.

Приложение № 1.

Игры и игровые приёмы, направленные на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

 

«Ветер, ветерок»

Материал: деревянная стойка с меняющейся по длине и высоте в зависимости от роста детей и их количеством планкой, на которую на нитке длиной 10 см вывешиваются предметы, выполненные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные в соответствии с изучаемой темой:

• листочки кленовые (красные, жёлтые, зелёные и т.д.) — «листопад»;

• листочки дубовые, липовые, берёзовые, кленовые и т.д. — «относительные прилагательные»;

• снежинки — «снегопад»;

• фигурки птиц (скворцы, грачи, жаворонки и т.д.) — «перелётные птицы»;

• фигурки птиц (вороны, голуби, воробьи, синицы и т.д.) — «зимующие птицы»;

• фигурки бабочек, жуков, стрекоз и т.д. — «насекомые»;

• ромашки, колокольчики, васильки и т.д. — «полевые цветы»;

• розы, тюльпаны, гвоздики и т.д. — «садовые цветы»;

• шарики разноцветные — «основные цвета»;

• мячики разноцветные — «основные цвета»;

• флажки разноцветные — «оттеночные цвета».

Сначала дети вспоминают названия вывешенных на стойке предметов. Проводится работа по закреплению лексических тем и грамматических категорий. Затем начинается игра.

1 вариант. Дети садятся на стульчики, каждый — напротив вывешенного на стойке предмета. (Предмет находится на уровне рта ребёнка.) По сигналу педагога дуют на предмет. Чей предмет полетит дальше, тот и выиграл. Повторить с перерывом 3—4 раза.

2 вариант. Вызывается двое детей. Один из них — ведущий. Он называет какой-нибудь вывешенный на стойке предмет. Другой ребёнок дует на него. Если он выполняет задание правильно, то становится ведущим. В игре принимают участие все дети.

Игры 2—7 проводятся с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненные также из бумаги и раскрашенные.

Игры с использованием колпачков направлены на воспитание плавного, длительного целенаправленного выдоха, уточнение словаря, закрепление грамматических форм, развитие связной речи.

«Волшебные колпачки»

Материал: разноцветные бумажные колпачки.

Предварительно дети называют цвет каждого из колпачков, которые выставляются в ряд на столе. Один ребёнок присаживается к столу и дует на тот колпачок, который называет ведущий (2—3 колпачка). Затем колпачки снова выстраиваются в ряд и играет другой ребёнок. Принимают участие все дети.

«Весёлые клоуны»

Материал: два колпачка-клоуна; кубики или кирпичики для построения арены цирка.

На маленьком столе из кубиков или кирпичиков дети строят арену цирка. Педагог вызывает их попарно. Они садятся на стульчики перед столом друг против друга. В противоположном конце арены ставятся колпачки-клоуны. Двое детей дуют на колпачки, остальные ребята комментируют: клоуны передвигаются, падают, веселятся и т.д.

«Машенька»

Материал: колпачок-девочка; декорации леса: ели, берёзы и т.д., выполненные из картона и раскрашенные, — все деревья на подставках.

На стол выставляется декорация леса. На некотором расстоянии от неё ставится колпачок-девочка. Вызывается ребёнок, он садится за стол и медленно дует на колпачок. Остальные дети комментируют: Машенька в лес пошла, к лесу подошла, в лес зашла, из леса вышла. Затем дует другой ребёнок и т.д.

«Игрушки-зверушки»

Материал: колпачки-зверушки: лиса, волк, медведь, заяц, лягушка, мышка; декорации леса (те же).

Дети называют колпачки-зверушки и ставят их на некотором расстоянии от декорации леса. Вызывается один ребёнок, он дует на колпачок-зверушку, стараясь приблизить его к лесу. Остальные дети комментируют: волк в лес побежал. Затем вызывается другой ребёнок, он дует на другой колпачок-зверушку. Остальные дети комментируют: лиса в лес побежала и т.д.

«Терем-теремок»

Материал: теремок с открывающейся дверью, выполненный из картона, ярко раскрашенный, стоящий на подставке; колпачки-зверушки (те же).

Теремок устанавливается на маленьком столике. Дети повторяют сюжет сказки. Затем каждый выбирает себе героя — колпачок-зверушку и называет его. («Это мышка-норушка», «Это лягушка-квакушка» и т.д.) Рассказчик (им может быть ребёнок) начинает рассказывать сказку, по ходу которой каждый из детей присаживается к столу и дует на своего героя так, чтобы он попал в дверку теремка.

«Колобок»

Материал: алюминиевый или деревянный желобок; жёлтый пластмассовый шарик; колпачки-зверушки: заяц, волк, медведь, лиса.

Рассказывается сказка «Колобок». При словах «... и покатился Колобок дальше» один из детей дует на шарик, который при этом катится по желобку. В конце желобка Колобок встречает очередного героя сказки — колпачок-зверушку. Сказка продолжается, но в следующий раз на шарик дует другой ребёнок.

«Забей мяч в ворота»

Материал: двое ворот шириной 10 и 15 см (их можно заменить кубиками); табло с вставляющимися в него цифрами или красными кружками; мячик — ватный шарик.

На противоположный от детей край стола ставятся ворота, рядом с ними — табло. Ребёнок приседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор, пока он не попадёт в ворота. Если это удаётся, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра, которую он может выбрать и вставить в табло сам. Затем дует другой ребёнок, счёт забитых мячей увеличивается. В игре принимают участие все дети. Для усложнения игры ставятся более узкие ворота.

«Кормушка»

Материал: деревянная кормушка, в центре которой за нитку длиной 10 см прикреплена фигурка птички, выполненная из бумаги и раскрашенная.

Кормушка с птичкой ставится на стол. Ребёнок присаживается к столу (птичка находится на уровне его губ) и дует на неё. Она при этом вылетает из кормушки. Ребёнок перестаёт дуть, и птичка возвращается. Повторить с перерывом 3—4 раза.

«Сильный ветер»

Материал: на каждого ребёнка снежинка, сделанная из папиросной бумаги.

Каждый ребёнок кладёт снежинку на ладошку. Подносит её к губам и дует так, чтобы снежинка слетела. Повторить 3—4 раза.

«Летят снежинки, белые пушинки»

Материал: комочек ваты на каждого ребёнка, который нужно разрыхлить так, чтобы он стал лёгким, как пушинка.

Дети дуют на «снежинки», не давая им упасть, всё время поддерживая в воздухе. Выигрывает тот, кто удержал «снежинку» дольше других участников.

«Помоги лыжнику»

Материал: фигурка спортсмена на лыжах, выполненная из бумаги и раскрашенная; линейка с держателем.

Ребёнок садится за стол. Берёт в руку линейку, переворачивает её так, чтобы держатель был внизу, и держит её за держатель. На ближайшей к ребёнку край линейки ставится фигурка лыжника. Ребёнок подносит линейку к губам и дует на лыжника. Под напором воздуха лыжник перемещается по линейке и «спрыгивает» с трамплина вниз. Повторить 3—4 раза.

«Поиграй, гармошка»

Материал: на каждого ребёнка «гармошка», выполненная из полосок бумаги.

Педагог предлагает детям взять «гармошки» за края, поднести к губам и дунуть на полоски. Полоски при этом должны подниматься вверх. Повторить 4—5 раз, стараясь дуть в разные места «гармошки».

«Вертит мельница крыло»

Материал: на каждого ребёнка вертушка, выполненная из цветной бумаги и прикреплённая к деревянной палочке так, чтобы она могла свободно вертеться.

Каждый ребёнок выбирает себе вертушку, подносит её к губам и дует так, чтобы она завертелась. Упражнение повторить с перерывом 4—5 раз.

«Ветерок шумит, пузырёк гудит»

Материал: для каждого ребёнка чистый пузырёк (высота 7 см, диаметр горлышка 1—1,5 см).

Педагог подносит свой пузырёк к губам и показывает детям, как он гудит, если в него подуть. Далее предлагает погудеть каждому ребёнку и всем вместе.

Следует помнить, чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд.

«По морям, по волнам»

Материал: ёмкость с водой; лодочки длиной 5—6 см, сделанные предварительно детьми из разноцветной бумаги.

Порядок проведения игры аналогичен предыдущей. Каждый ребёнок дует на лодочку, сделанную своими руками.

«Мыльные пузыри»

Материал: на каждого ребёнка набор для выдувания мыльных пузырей.

Дети обмакивают кольцо в мыльный раствор, подносят к губам и медленно дуют в его центр, стараясь выдуть на одном выдохе как можно больше пузырей.

«Мыльная пена»

Материал: пластмассовый стаканчик с мыльным раствором; набор трубочек для дутья (пластмассовые трубочки для коктейля).

Ребёнок берёт трубочку, опускает её кончик в мыльный раствор и начинает дуть. Образуется мыльная пена. Другие дети по очереди пытаются сдувать эту пену с края стакана в воздух.

«Подуем на пушинку»

Материал: для каждого ребёнка пушинка или вырезанный из тонкой бумаги прямоугольник (1×3 см).

Каждый ребёнок берёт пушинку, дует на неё и смотрит, как она летает. Затем поднимает упавшую пушинку. Упражнение повторить 5—6 раз.

«Чей язычок длиннее»

Материал: для каждого ребёнка игрушка «воздушный язычок», выполненный из свёрнутой фольги и прикреплённой к ней пластмассовой трубочки. Все воздушные язычки разного цвета.

Каждый ребёнок берёт свой «воздушный язычок» и дует один раз в трубочку так, чтобы фольга развернулась. Чей «язычок» длиннее, тот и выиграл. Упражнение с перерывом повторить 3—4 раза.

«Бульканье»

Материал: на каждого ребёнка пластмассовый стаканчик, наполненный на 1/3 водой; соломинки или пластмассовые трубочки для коктейля.

Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить её в стаканчик с водой, вдохнуть носом и медленно выдохнуть воздух в трубочку.

«Музыканты»

Материал: для каждого ребёнка игрушечный музыкальный духовой инструмент: дудочка, труба, саксофон, губная гармошка и др.

Предварительно закрепляется название каждого музыкального инструмента. Дети по очереди играют на своих музыкальных инструментах. Затем играет тот, на кого укажет дирижёр.

«Хоровод»

Материал: хоровод из четырёх фигурок девочек, вырезанных из бумаги, сложенной гармошкой, замкнутых в круг и ярко раскрашенных; декорация леса.

Из декорации леса на столе образуется поляна. В центр её ставится хоровод девочек. Ребёнок приседает к столу и медленно дует на хоровод. Хоровод перемещается по поляне. Повторить 3—4 раза.

«Ветер по морю гуляет и скорлупку подгоняет»

Материал: ёмкость с водой; скорлупа яйца.

Ёмкость до половины наполнена водой. На воду кладут скорлупу яйца. Дети по очереди садятся перед ёмкостью и медленно дуют на скорлупу так, чтобы она доплыла до другого «берега» и не утонула.

«Покатаем брёвнышки»

Материал: на каждого ребёнка по одному круглому незаточенному карандашу.

Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3—4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

«Пинг-понг»

Материал: ёмкость с водой; мячик для пинг-понга.

На маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог вызывает детей попарно. Они садятся на стульчики перед ёмкостью с водой наротив друг друга и по очереди дуют на мячик для пинг-понга.

«Улетай, тучка!»

Материал: на каждого ребёнка по тучке, вырезанной из бумаги, раскрашенной и закреплённой на нитке длиной в 10 см.

Дети берут тучку за нитку, подносят её ко рту и дуют. Повторить 4—5 раз с перерывом.

«Ветерок»

Материал: небольшая трубочка из плотного картона или ватмана длиной 10—15 см и диаметром 3—5 см.

Педагог сначала сам дует на руку или волосы ребёнка, а затем просит его «подуть так же», т.е. приблизить свои губы к трубочке и сделать выдох.

«Пастушок»

Материал: на каждого ребёнка пластмассовая бутылочка ёмкостью 0,5 л, у которой срезано дно.

Педагог предлагает детям обхватить губами горлышко пластмассовой бутылки и погудеть.

«Соловей Разбойник»

Материал: индивидуальные свистки для каждого ребёнка.

Педагог предлагает детям поднести свисток ко рту и выдохнуть в него сильно и длительно так, чтобы получился протяжный свист.

«Пустышки»

Материал: чистые пустышки.

Педагог раздаёт детям пустышки. Они берут их в рот и по очереди выплёвывают. Выигрывает тот, чья пустышка улетит на самое большое расстояние.

«Свеча»

Материал: на каждого ребёнка полоска цветной бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см.

Дети держат в правой руке полоски цветной бумаги — «свечу». Левая рука лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания, педагог предлагает участникам спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начать медленно и равномерно выдыхать. Бумажка отклонится. Если выдох ровный, то она будет до конца находиться в отклонённом положении. Повторить с перерывом 2—3 раза.

«Упрямая свеча»

Материал: на каждого ребёнка полоски цветной бумаги в форме свечи большого размера.

Педагог объясняет детям, что эта «свеча» большого размера. Погасить её будет трудно, но сделать это нужно обязательно. Педагог предлагает взять «свечу» в правую руку, а левую положить на живот. Сделать вдох, задержать на секунду дыхание и резко дунуть на неё. Дети должны ощутить, как подтянулись мышцы живота. Повторить с перерывом 2—3 раза.

«Погаси 2, 3, ... свечи»

Материал: пять одинаковых свечей, выполненных из полосок цветной бумаги.

Педагог предлагает детям положить левую руку на живот и на одном выдохе (без добора воздуха) «погасить» 2 свечи, разделив воздух на две порции. Затем погасить 3, 4, 5 свечей. Объём воздуха всё тот же, но каждая порция на выдохе становится меньше. (Движения диафрагмы ритмичные, прерывистые.) Повторить с перерывом 2—3 раза.

«Салют»

Материал: конфетти.

На правой ладошке у детей находится конфетти. Левая рука лежит на животе для контроля дыхания. По команде педагога дети делают резкий выдох. Конфетти разлетается, мышцы живота подтягиваются. Повторить 3—4 раза.

«Дождик»

Материал: блестящий ёлочный дождик.

Блестящие нити дождика крепятся к натянутой параллельно полу тонкой верёвочке. Ребёнок подходит к дождику, который находится на уровне его рта, и дует. Нити дождика отклоняются под воздействием воздушной струи, затем возвращаются обратно. Повторить 4—5 раз.

«Новогодняя гирлянда»

Материал: блестящая новогодняя гирлянда.

Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

«Падает снег»

Материал: на каждого ребёнка небольшой комочек ваты.

Педагог предлагает детям положить комочек ваты на ладошку и подуть так, чтобы вата слетела. Повторить 3—4 раза.

«Подготовка к празднику»

Материал: на каждого ребёнка по воздушному шарику, нитки.

Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком.

«Села, посидела и снова полетела»

Материал: на каждого ребенка листочек, выполненный из зелёного картона, к которому с помощью нитки длиной 10—15 см прикреплено какое-нибудь насекомое (бабочка, стрекоза, божья коровка и т.д.), выполненное из бумаги и ярко раскрашенное.

Предварительно дети называют всех насекомых, сидящих на листочках. Затем каждый ребёнок подносит листочек к губам и дует так, чтобы сидящее на нём насекомое слетело. Повторить 4—5 раз.

Листочки можно заменить цветочками, выполненными из цветного картона.

«Одуванчик, лети!»

Материал: одуванчики.

Игру проводят на воздухе, на поляне. Педагог просит каждого ребёнка сорвать по отцветшему одуванчику и всем по очереди подуть на цветок. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Выигрывает тот, чей одуванчик раньше улетит.

«Ты лети, лепесток!»

Материал: лепестки цветов (ромашки, василька и др.). Игра проводится на воздухе. Дети срывают лепестки цветов ромашки, василька и кладут себе на ладошку. Затем по команде педагога делают резкий выдох, и лепестки улетают. Повторить 4—5 раз.

«Цветочный магазин»

Материал: живые цветы, наиболее знакомые детям, например: ландыш, сирень, жасмин, фиалка.

Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из них, предлагает закрыть глаза и даёт понюхать один цветок из всего букета. Если ребёнок по запаху правильно определит цветок, получает его в подарок. Выигрывает тот, кто соберёт самый большой.

22.05.2017г.

Вход на сайт



Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Полезные ссылки




Минпросвещения России

Федеральный портал "Российское образование"

Министерство науки и высшего образования РФ

Портал государственных услуг РФ

Официальный сайт Администрации Кемеровской области

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Управление Образования Администрации г.Кемерово

Образовательный сайт Кузбасского регионального ИПКиПРО


Группы управления образования в социальных сетях


Группы МБОУ ДПО "Научно-методический центр" в социальных сетях


МАДОУ № 43 © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz